The YARDBIRDS

тексты     интервью     хронология

   (основой для данной статьи стали аннотации к переизданию на CD альбомов «The Yardbirds” a.k.a.“Roger The Engineer” и "Little Games")

   Начнём с неоспоримого: Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж все играли в Yardbirds – эти трое, сменяя друг друга (за исключением нескольких месяцев в 1963 г.), прошли весь путь группы. Эта истина, к счастью, не единственное, чем им обязаны Yardbirds – тем не менее они были одними из первых в Британии, если не первыми, кто стал культивировать имидж "гитареро" , "гитарного героя", когда явным лидером становился не фронтмэн-вокалист, а соло-гитарист, извлекающий огненные звуки из своего шестиструнного автомата. Также они были одними из первых, кто прошёл быстрый путь от очарования чёрной музыкой и копирования блюзовых стандартов ("...надо же, мы, белые парни, можем так же, как эти чёрные дядьки с другой планеты..") к смелым экспериментам со звуком и развёрнутым психеделическим импровизациям. Всё, что они делали, делалось хорошо, и сейчас можно составить впечатляющий список исполнителей, почитающих эту группу не только как оказавшую на них большое влияние, но и как стиль жизни.

   Этот список включает такие имена, как Blondie, David Bowie, Joe Walsh и Queen, не говоря уже о целой армии групп, исполнявших кавер-версии материала Yardbirds – достаточно вспомнить что почти одновременно в середине семидесятых появились две совершенно непохожие друг на друга и на оригинал версии их песни “Still I’m Sad”, записанные Ritchie Blackmore's RAINBOW и BONEY-M. Нет сомнения, что после BEATLES, STONES и, возможно, The WHO, YARDBIRDS остаются наиболее уважаемой группой середины шестидесятых. Оригинальные копии их записей меняют владельцев в обмен на целое состояние – английская копия последнего сингла (Goodnight Sweet Josephine / Think About It), который так и не был выпущен официально и имеет хождение среди коллекционеров в виде ацетатных пробных экземпляров, оценивается в 134 фунта, а серия французских EP начинается с 20 долларов за штуку. Оригинальная копия (особенно моно-версия) альбома, который вы сейчас держите, считается раритетом и обошлась бы вам в десятку. Но, конечно, вы можете купить (и, возможно, уже купили) эту версию и за половину такой суммы. 20 долларов, уплаченные за уничтоженную запись YARDBIRDS, несильно пополнят их банковские счета, но если вы думаете об этой покупке, совершите её и дайте Джиму Маккарти жить той жизнью, к которой он привык.

   Год 1963:битломания охватывает страну, и для большинства Ливерпуль становится центром популярной музыки – для большинства, но не для всех. Исключения в основном жили на юге, и то, что они слушали, отличалось (хотя и не очень сильно) от мерсибита: если не что-либо эзотерическое, то ритм-энд-блюз.

   Если говорить только о музыке, корни британского ритм-энд-блюза восходят к 1956 г, когда Сирил Дэвис (при содействии и поощрении Алексиса Корнера) открыл London Blues and Barrelhouse Club в Roundhouse в Сохо. С того момента и до начала шестидесятых это была музыка меньшинства, в значительной степени находившаяся в тени традиционного джаза, внебрачным отпрыском которого её многие считали – ведь большинство тогдашних поклонников пришло именно из братства арт-школ традиционного джаза. К 1962 г. джазовый бум пошёл на убыль, и медленно, но верно его адепты, особенно молодёжь, называвшая себя модернистами (позднее модами), начали дрейф к ритм-энд-блюзу. Помимо прочего, он обладал потенциалом быть намного более электрическим во всех смыслах этого слова, хотя и сохранял в силу исторических причин некоторую академичность.

    Одним из культовых персонажей на заре становления лондонской ритм-энд-блюзовой сцены стал Джорджио Гомельски. Кинорежиссёр по профессии, снимавший экспериментальные фильмы, он настолько увлёкся блюзом, что открыл свой клуб, назвав его “Crawdaddy”. Первоначально клуб скромно располагался в помещении првокзальной гостиницы станции Ричмонд , но уже через полгода перебрался в более вместительное здание Richmond Athletic Ground. Во многом рост популярности клуба обуславливался тем, что группой-резидентом в нём были местные знаменитости, отвязные The ROLLING STONES, посмотреть на которых собиралась публика со всего Лондона. К концу 1963 г. STONES, соблазнённые предложением молодого и нахрапистого Эндрю Олдхэма, ушли из-под опеки Гомельски, и соответственно, покинули стены клуба “Crawdaddy”, который явно становился мал для их всё расширающеёся аудитории. По совету того же Корнера, Гомельски пригласил YARDBIRDS, и, уже не веривший в честное слово музыкантов, на этот раз скрепил их отношения контрактом. К этому моменту YARDBIRDS существовали всего несколько месяцев, а двое из группы, Кейт Релф и Пол Самвел-Смит, играли параллельно в Metropolitan Blues Quartet. Остальными тремя были Крис Дрейя, Джим Маккарти и Тони «Топ» Топхэм. Все были местными – Джим и Пол вместе ходили в школу, остальные учились в Кингстоне, одном из районов Лондона; они были знакомы друг с другом, поскольку все выходили на сцену в пабах, таких, как "Crown" в Кингстоне.

   В те дни группа играла строгий ритм-энд-блюз чикагского стиля: как и у большинства групп тех времён, их репертуар зависел от того, какие альбомы Джимми Рида, Хаулин Вулфа и Бо Диддли у них появлялись. Музыка была не особенно сложной, но довольно захватывающей. С самого начала на концертах группы стала складываться специфическая атмосфера, названная музыкантами "rave-up" ("безумие") и ставшая их девизом, фирменным знаком и стлем жизни. Медленно, но верно группа переходила от строгого ритм-энд-блюза к более свободному стилю (основанному на блюзе) и начинала применять импровизации, которые позволяли им исполнять каждый номер по полчаса. Дело в том, что в их репертуаре было не так много песен (они старались не разучивать те песни, которые ирали STONES) - а приходилось играть почти каждый день минимум по три часа.

   Примерно через месяц выступлений в Crawdaddy стало ясно, что Топхэм должен уйти: он не был плохим гитаристом, но был слишком молод (ему было всего 16 лет, тогда как другим участникам группы было под двадцать) и зависел от мнения родителей, которые желали, чтобы их сын получил приличное образование и вёл спокойную, размеренную жизнь - они порой просто не отпускали его из дома – а ведь концерты заканчивались слишком поздно. Его заменил парень, которого Кейт и Крис знали по художественной школе, – Эрик Клэптон. 20 октября 1963 года он впервые вышел на сцену в составе YARDBIRDS.

   На самом деле, сначала Клэптон не был так уж хорош, но его потенциал был очевиден - не зря им так восхищался Кейт. К концу 1963 г. зрители стали с замиранием следить за его игрой а стены домов стали покрываться надписями "Eric Is God" ("Эрик - Бог"). Его фанатами были в основном парни, подчёркнуто асексуальные представители мод-движения – как говорит легенда, Клэптон сам в те времена был Levi-style модом. Кстати, именно в это время его стали называть "Slowhand". Девушки предпочитали смотреть на белокурого харизматического красавца-вокалиста Кейта Релфа.

   8 и 9 декабря 1964 года YARDBIRDS выступали в своём родном "Crawdaddy" как самостоятельная группа, так и аккомпанирующий состав для легендарного блюзмэна Сонни Боя Вильямсона (второго). Оба концерта было записаны и впоследствии изданы на бутлегах, а запись с Вильямсоном официально на фирме Fontana под названием "SONNY BOY WILLIAMSON AND THE YARDBIRDS" .

   Первый официальный альбом группы, вышедший на Columbia, также был концертным - под названием "Five Live Yardbirds" фирма выпустила запись, сделанную 10 марта 1964 года в лондонском клубе "Marquee" , где группа к тому времени также получила постоянную прописку и собирала немалое количество публики. Пластинка вышла только в Англии, и на протяжении двадцати лет оставалась за океаном труднодоступным раритетом, хотя материал с неё включался позднее во всевозможные компиляции. Примечательно, что на винил попали только два из трёх концертных сетов группы - последний, состоящий из развёрнутых исполнений "I Wish You Would" и "I Ain't Got You" было решено не издавать. 22 мая 1964 года состоялось первое появление YARDBIRDS на телеэкране в популярной передаче "Ready Steady Go!" Весь год концертный график группы был весьма напряжённым - почти каждодневные выступления в клубах Британии с кратковременной поездкой в Швейцарию в июле, радио- и телешоу.

   Хотя ритм-энд-блюз, особенно его поп-вариант, к концу 1964 г. стал популярен, коммерческий успех ускользал от YARDBIRDS. С коммерческой точки зрения их первый альбом не был успешным: им требовалось новое направление. Первые два сингла, вышедшие в 1964 году, "I Wish You Would"/"A Certain Girl" и "Good Morning Little Schoolgirl"/"I Ain't Got You" (добрался-таки до 44 места) , были образцом отменного британского ритм-энд-блюза, но раскупались неохотно. Тому были свои причины - моды, битком заполнявние ритм-энд-блюзовые клубы, предпочитали покупать пластинки с оригинальнми записями, а не версии доморощенных блюзмэнов.В то время никто из участников группы (и в меньшей степени Клэптон, кто бы мог подумать) не рассматривал себя серьёзно как сочинителя песен, способных взорвать хит-парады. Почти случайно им досталась песня тогда ещё неизвестного Грэма Гулдмана (позднее он будет сочинять для HOLLIES и HERMAN'S HERMITS, а в начале семидесятых соберёт свой проект 10CC) “For Your Love”, которая не имела никакого отношения к блюзу.

   А “For Your Love” стала отправной точкой – определённо поп-песня, но полная необычных смен аккордов и темпа, не говоря уже об использовании клавесина, совсем неблюзового инструмента. Вышедшая в нначале 1965 года, она достигла второго места в чартах. Клэптон, недовольный происходящим, на записи сыграл, но в порыве праведного гнева оставил группу и принялся залечивать раны, играя в John Mayall's Bluesbreakers, команде «чистого» блюза.

   Третьего марта 1965 года состоялось последнее выступление Эрика как гитариста YARDBIRDS. В качестве замены Клэптона предполагался Джимми Пейдж, который имел репутацию отменного сессионного студийного музыканта (особенно плотно его использовал продюсер-хитмэйкер Шел Тэлми), но он отверг предложение, посоветовав позвать Джеффа Бека, который в то время возглавлял собственную группу The TRIDENTS, ещё одних любимцев ричмондской публики. На чудом сохранившихся лентах с концертными записями TRIDENTS можно расслышать, что они тогда играли примерно в одном ключе с YARDBIRDS, опираясь на один и тот же блюзовый материал и устраивая такие же длинные "rave-ups". Бек, прекрасный блюзовый гитарист, был гораздо менее озабочен “чистотой стиля”, чем Клэптон, и гораздо больше желал экспериментировать и искать новые звуковые измерения. Он обладал отменной техникой, больше тяготел к року, и казался чуточку сумасшедшим в хорошем смысле этого слова - с Беком Yardbirds вступили в фазу не только своего максимального коммерческого успеха, но и наибольшего креатива. Он сумел разбудить творческие способности у остальных музыкантов, и за следующие 15 месяцев они произвели некоторое количество лучшей музыки тех времён, отойдя от корней и став пионерами новой рок-музыки – психеделии. Видимо, это единственная группа, которая смогла соединить экспериментаторство со способностью выпускать классические хиты.

   Следующим синглом стала песня "Heart Full Of Soul", основной гитарный рифф которой, сыгранный Бэком, был явно навеян ситарными индийскими рагами. Пластинка стала второй в Британии, а последовавший за ней сингл "Evil Hearted You", также сочетавший отличную мелодию с новаторскими ходами, поднялся до третьей позиции. Это был необычный сингл - на нём не было разделения на стороны "a" и "b" в привычном для тех лет понимании этого слова - потенциальный хит и оборотная сторона, на которую можно поместить что угодно. Второй песней на сорокопятке, которая также значилась как a-side, стала баллада "Still I'm Sad", коллективно сочинённая группой. Шестой по счёту сингл YARDBIRDS, "Shape Of Things" c беззаботным мотивом и уже привычной сменой ритма в середине, вновь стала третьей в Англии.

   В это время в Америке группа считалась скорее культовой, нежели популярной - их модель ритм-энд-блюза стала источником вдохновения для бессчётного количества гаражных банд, расплодившихся по всем Штатам к 1965 году. Фирма Epic, издававшая записи многих британских музыкантов в Америке выпустила два самостоятельно скомпонованных альбома. Первый из них, "For Your Love", включал в себя материал английских синглов и EP, записанных как с Клэптоном, так и с Бэком в качестве соло-гитариста. Второй, с характерным названием "Having A Rave-Up with Yardbirds", был наполовину концертным. Первую сторону составляли синглы. записанные с Бэком, вторую - материал первого английского LP "Five Live Yardbirds". Они зарабатывали себе популярность за оокеаном в основном за счёт многочисленных концертных турне, не прибегая к таким мощным рычага масс-медиа, как, например, знаменитое радиошоу ди-джея Мюррэя К. (Murray The K.)

   К середине 1966 г. группа, прочно обжившая хит-парад сорокопяток, со сих пор не имела ни одного полноценного студийного альбома. Попытки записи планировались уже более года, но откладывались по разным причинам, главной из которых были непрерывные гастроли по США и Европе. Более того, в марте и ареле 1966 года YARDBIRDS провели несколько недель в лондонской Advision studios, записывая песни для альбом а с рабочим названием "Eye View Of Beat", но ркуоводство Columbia почему-то положило мастер-ленту на полку. В конце концов, 31 мая они вернулись в Advision Studios в Лондоне и произвели альбом, который вышел под названием "Roger the Engineer" в Англии (и вскоре занял двадцатую строку в списке альбомов) и "Over Under Sideways Down" в Америке. Запись состояла из двух этапов: сначала они записали сингл «Over Under Sideways Down», который, как и большая часть материала к альбому, был написан прямо в студии. На самом деле, сейчас можно сказать, что рифф базировался (если не сказать «содран») на 'Rock Around The Clock' Билла Хэйли. Они просто обыгрывали мелодию, и, почти незаметно для них самих, она трансформировалась в песню Yardbirds. На месте возникли слова, и вся композиция сформировалась с первой попытки.

   Следующие сессии проходили примерно так же, с той точки зрения, что большая часть песен была написана в студии. Это был удивительно творческий период. Как говорит Крис Дрейя, все участники группы подавали идеи во всех областях – тексты, звук, мелодия… Предположительно, применялся такой метод: Крис, Джим, Кейт и Пол излагали основу песни, а затем Бек накладывал на это совершенно любой полёт своей фантазии. Часть материала была абсолютно оригинальна и продолжала экзотические эксперименты недавних синглов, сильные мелодии плюс великолепное исполнение; другие песни были вариациями на тему блюзовых стандартов; третьи… отличались от остальных! Помимо прочего, это очень разнообразный альбом. Совершенно невероятно, но он был сделан за неделю! Не только потому, что они умудрились сделать весь звук для четырёх композиций. Конечно, они не хотели делать это за неделю, но записывающая компания выделила им ровно столько времени. Теперь мы никогда не узнаем, нужны ли были, скажем, три месяца в студии на полировку всех шероховатостей, или это нанесло бы ущерб звучащей стихийности. Также неизвестно, почему моно-версия сильно отличается от стерео – не только звуком, но и отдеьными инструментаьными партиями.

   Завершая разговор об альбоме, хотелось бы остановиться на графике Криса Дрейя, которая на переиздании не отличается от оригинала. Лицевая сторона обложки представляет собой карикатуру на Роджера Камерона, отвечавшего за техническую сторону записи альбома (альбом неофициально называют «Roger The Engineer»). Идея Криса была нарисовать типичного инженера того времени, бродящего вокруг с мешками под глазами и таскающего огромные катушки с лентой. «Старый Башмак Фобус» - это гротеск на армейских сержантов, которых они видели, разъезжая по Штатам. Крис вынашивал образ и придумывал имя более года, пока однажды в аэропорту где-то на Среднем Западе не повстречал реального сержанта Фобуса. Они так удивились, что сфотографировали его – он, разумеется, был в восторге. Фигура справа с дирижёрской палочкой – карикатура на Пола Самвела-Смита, использующая черты известного тогда комика Ричарда Уоттиса.

   Обложка стала результатом сотрудничества Джима Маккарти и Криса Дрейя, которые часто вместе занимались всякими глупостями; к счастью, эта не попалась на глаза директору психушки.

   В июне 1966 г., вскоре после записи альбома, Пол Самвел-Смит ушёл из группы, чтобы стать продюсером, и эта карьера ему удалась - одним из его подопечных стал Кэт Стивенс (Cat Stevens). Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, был совместный концерт The YARDBIRDS и The HOLLIES, где вокалисты обоих коллективов под модные разговоры о каратэ перепились до безумия, и Релф вышел на сцену в невменяемом состоянии. Нужно добавить, что его пульсирующий бас был одной из наиболее заметных отличительных черт группы. Его место занял Джимми Пейдж – план заключался в том, чтобы Крис Дрейя переключился с ритм-гитары на бас, сделав Бека и Пейджа двумя лидер-гитаристами – это был потенциально разрушительный состав, который музыкальные кртики тут же окрестили "Третьей Мировой войной". Первое турне с Бэком и Пэйджем состоялось в Штатах - они играли на разогреве у ROLLING STONES. Гитаристы выворачивали ручки усилителей вправо, создавая такой шум, что не только Релф, который помимо пения ещё и дул в гармонику, но и барабанщик Джим Маккарти не слышали себя на сцене. И пока публика вопила "we want more!" ("ещё хотим!"), а Джефф и Джимми пускались в импровизации по принципу "педаль в пол, штурвал на себя", обалдевшие "роллинги" сидели за кулисами, совсем не ощущая себя "гвоздём программы", тем более что по исполнительскому мастерству YARDBIRDS были куда выше.

   К несчастью, у Бека начались проблемы со здоровьем, причём как физическим, так и душевным, и смена состава произошла раньше, чем планировалось, когда Бек слёг в Сан-Франциско. Затем Бек вернулся, и несколько месяцев Бек и Пейдж снова играли вместе, и, по крайней мере, в удачные вечера, это было одно из лучших зрелищ в мире.

   В то же время група получила предложение от Антониони сыграть самих себя, то есть музыкантов, выступающих в небольшом переполненным народом клубе в фильме "Blow Up" ("Фотоувеличение"). По сюжету, в конце песни Бэк должен был разбитьсвою гитару и вышвырнуть обломки в зал, и для того, чтобы он мог вжиться в роль, кинокомпания выделила ему штук десять дешёвых фанерных гитар - ни на что иное они и не годились. Бэк, по-детски радуясь, швырял их туда-сюда, и однажды красиво разыграл Лонг Джона Болдри. Тот, увидев прислонённую к стенке гитару, поинтересовался, чья она, на что улыбающийся Джефф ответил: "Да, это одной сумасшедшей хиповой девки весло", после чего пнул гитару ногой, попрыгал на ней и разбил о пол в щепки.

   Для киноленты группа записала песню «Stroll On» - фактически это был рок-н-ролл "Train Kept A-rollin'" c изменёнными словами, причём, чтобы всех запутать, в самом фильме Пейдж играл на басу, тогда как при записи он и Бэк играли сдвоенные гитарные партии .

   Существует также их наиболее сложный с точки зрения звкуозаписи сингл 'Happenings Ten Years Time Ago', содержащий всевозможные эффекты и великий рифф. Кто там играл на самом деле, покрыто мраком, в том числе и потому, что Крис Дрейя совершенно не помнит записи и полагает, что сыграть на басу почему-то позвали Джона Пола Джонса. Сторона «В» - это одна из редчайших вещей Yardbirds 'Psycho Daisies', по существу, эксцентричный блюзовый номер вопросов и ответов, где Бек поёт о своей любви к печально известной Мэри Хьюз. Участвовали оба гитариста, но, скорее всего, Пейдж записал основной рифф, а затем Бек пришёл и наложил лид-партию. Сингл был выпущен в 1966 году и смог добраться лишь до 43 места в английском чарте - рядовые покупатели хит-синглов ещё не готовы были потреблять такую сложную музыку.

   Вышеизложенное будет для вас вдвойне интересно, если вы купили моно-версию этого переиздания, потому что к ней добавлены две песни. Они обе были записаны моно, поэтому и появились в качестве бонус-трэков к моно-версии. Состав с Беком и Пейджем выпустил и пару коммерческих композиций («Yardleys» и «Great Shakes»), но они не вошли ни в моно-, ни в стерео-альбом. Возможно, в другой раз…

   В ноябре 1966 г. Бек ушёл окончательно, и было решено не заменять его, а продолжать вчетвером. Этот состав вызвал массу критики, в основном несправедливой. Они по-прежнему великолепно выступали вживую, несмотря на отсутствие ритм-гитары (хотя иногда на ней играл Кейт), и довольно часто исполняли длинные сложные композиции, начав формировать стиль, который Led Zeppelin позднее довёл до логического завершения. Взаимоотношения с записывающей компанией испортились (фактически Columbia отказалась от них), и им дали нового продюсера Микки Моста, чтобы он попытался выжать из них хиты. Отношения сложились не блестяще. Он добился от них записи материала, лежавшего далеко от прежней стилистики групып, а они к этому времени были уже слишком далеки от иллюзий, чтобы бороться. Альбом "Little Games", вышедший только в Америке в 1967 году (который в 1985 году наконец-то был переиздан в Англии EMI с добавлением шести трэков с трёх американских синглов ), включал в себя песни, которые группа не исполняла живьём - в основном акустические фолк-толкиенутые эксперименты Пэйджа и Релфа в духе первых альбомов TYRANOSAURUS REX или релфовских RENAISSANCE. Существует также концертный альбом "Live Yardbirds", записанный в Нью-Йорке, который, хотя и содержит приятные моменты, был записан не в лучший вечер, и к тому же был "украшен" нелепыми аплодисментами от боя быков, вклеенными записывающей компанией. YARDBIRDS, недовольные выходом концертной пластинки, устороили судебную тяжбу с "Epic" и пости сразу после выхода сумели наложить вето на его распространение - диск стал коллекционноц редкостью и позднее не раз переиздавался пиратским образом. Надо отметить, что в это время группа уже стала исполнять на сцене блюз "I'm Confused", вошедший в практчески неизменённом виде в дебютный альбом LED ZEPPELIN под именем "Dazed And Confused".

   С разногласиями в музыкальном направлении, проблемами с записывающей компанией и чрезмерными гастролями стало очевидным, что они не смогут продолжать. Конец был положен 7 июля 1968 г. в Luton Technical College. Грустный конец одной из наиболее динамичных и творческих рок-групп всех времён.

   Пейдж и Дрейя хотели продолжать двигаться в направлении тяжёлого блюза, заданном CREAM и переименовались в New Yardbirds, тем более что у музыкантов были контрактные обязательства. Менеджером NEW YARDBIRDS стал Питер Грант. Перед началом очередного сеанса записи в студии Дрейя решил оставить музыку и посвятить себя целиком профессиональной фотографии и графике - и Пейдж приграссил старого знакомого, коллегу по сессионной студийной работе Джона Пола Джонса. Кейт Мун из “The WHO” как-то по пьяни предложил им сменить название на LED ZEPPELIN - дальнейшее вы знаете... Кейт Релф и Джим Маккарти сформировали дуэт 'Together', выпустив всего один сингл "Henry's Coming Home/Love Mum And Dad" (Columbia DB 8491) в 1968 году, спродюссированный Самвеллом-Смттом, а позднее первый состав RENAISSANCE. Релф трагически погиб в 1976 году от удара электрическим током.

   Если рассуждать об их величии, то жаль, что Yarbirds не смогли провести в студии достаточно много времени. Много воды утекло со времён “Crawdaddy”, и сейчас мы вправе считать эту группу пионерами, никогда не получившими того, что они заслуживали. Но, говоря сегодня об их музыке, мы не предаёмся ностальгии, а просто обсуждаем превосходный рок – а это хорошо всегда!

Hosted by uCoz