THE DAVE CLARK FIVE
THE DAVE CLARK FIVE являлись в период с 1964 по 1967 год одним из самых ярких и коммерчески успешных явлений Британского Вторжения. О их впечатляющих успехах за океаном говорит хотя бы то, что в США было издано 15 полнометражных долгоиграющих альбомов и они чаще любых других британских исполнителей (18 раз!) были гостями знаменитого телешоу Эда Салливана. История этой группы начинается с 1958 г., когда барабанщик Дэйв Кларк (родился в лондонском предместье Тоттенхэм 15 декабря 1942 г.) и басист по имени Крис Уоллс дали в "Мелоди Мэйкер" объявление о наборе музыкантов. По легенде, футбольный клуб "Тоттэнхэм Хотспер" нуждался в деньгах - что ж, решил Кларк, давайте соберём коммерчески успешную поп-группу, заработаем денег и поможем любимой команде. Так сформировался первый состав из Кларка, который до этого работал каскадёром в кино, Уоллса, Рика Хаксли на ритм-гитаре, Мика Райана на соло и певца и саксофониста Стэна Саксона. Первым из группы, получившей название The Dave Clark Five featuring Stan Saxon, ушёл Уоллс, и тогда Рик Хаксли переключился на бас, а в группу был приглашён Майк Смит в качестве вокалиста и клавишника. Когда однажды вечером не пришёл Стэн Саксон, Майк Смит стал основным певцом. Следующая перетряска состава произошла, когда к группе присоединился Денни Пэйтон, а Мика Райана, который решил заняться медициной, заменил Ленни Дэвидсон. Как говорит Питер Брюс, гитарист известной австралийской группы The Groop, он тоже, приехав в Англию, поучаствовал в команде, тогда называвшейся The Dave Clark Six. Тем не менее, к 1961 г. состав стабилизировался, и группа начала восхождение к вершинам карьеры. Энергичные, взрывные выступления быстро сделали их королями танцплощадок и клубов северного Лондона, в том числе и The South Grove Youth Club, впоследствии популярнейшей концертной площадки британских групп. Первой записью стала инструментальная композиция "Chaquita", которую Дэйв Кларк, с годами заслуживший репутацию хорошего бизнесмена, в 1962 г. продал "Ember records". Её издали в августе, а тем временем группа уже подписала контракт с "Pye / Picadilly" и выпустила "I Knew It All The Time" (с вокалом). За ней последовала ещё одна инструментальная композиция "First Love", но и она не произвела сильного впечатления, и отношения с "Пикадилли" были заморожены. Группа могла оказаться обречённой на полную безвестность, но некий человек из "И-Эм-Ай" обратил внимание на группу, выступавшую на своей "домашней" площадке "Тоттенхэм Ройал", и организовал их контракт с входящей в "EMI" фирмой "Columbia". Их первая запись, рок-версия детского стихотворения "The Mulberry Bush", не вошла в топы, но следующая - кавер-версия "Do You Love Me?" группы The Contours - добралась до британского Топ-30, первое место в котором заняла та же самая песня в исполнении Brian Poole and The Tremeloes. Для группы это был знак свыше - надо ориентироваться на материал собственного сочинения, тем более что пример, поданный THE BEATLES был более чем убедителен! Вскоре вышли две наиболее известные записи группы. Выпущенная в конце 1963 г. "Glad All Over", написанная Кларком и Смитом, сочетала коммерческое звучание с быстрым ритмом и сразу же выбила с вершин хит-парадов "I Want To Hold Your Hand" The BEATLES, до этого занимавшую верхнюю строчку британского чарта на протяжении шести недель. Песня, и поныне любимая ди-джеями рок-радиостанций, стала одним из наиболее известных артефактов бит-эры. Надо сказать, что уже тогда проницательный Кларк сделал правильный с точки зрения бизнеса ход - оставил за собой издательские права на песню, что позволяет и поныне получать ему авторские отчисления за любое её публичное использование, и выкупил у студии оригинальную мастер-ленту. Сингл собрал восторженные отзывы музыкальной прессы - пошли даже разговоры о том, что центр бит-революции перемещается из Ливерпуля в Лондон. Последовавшая за ним сорокопятка "Bits And Pieces", ставшая вторым номером в Англии, была столь же хороша и похожа по стилю. Она вызывала желание танцующих топать ногами в такт музыке и была запрещена многими хозяевами танцплощадок, опасавшимися за сохранность паркетных полов. В 1964 г. в Великобритании увидел свет их первый альбом "Session With The Dave Clark Five", с которого началось их нашествие на Америку. 30 мая The DAVE CLARK FIVE появились в нью-йоркском "Карнеги-Холле", а на следующий день - в "Шоу Эда Салливана". Гастроли имели феноменальный успех. В следующие три года их успех в Америке был куда более весомым, чем на родине - 24 их песни стали хитами в США, из них 15 вошли в горячую двадцатку, причём первые две по популярности соперничали с The BEATLES. Группа совершила 6 концертных туров по Штатам, все билеты на которые моментально раскупались, включая их 12 концертьв в "Карнеги-Холле" в течение трёх дней. Их американская дискография сильно отличается от английской и включает несколько альбомов, которые в Великобритании можно было купить только в качестве импорта из-за океана. В 1965 г., в определённой степени вдохновленные успехами The BEATLES, они выпустили фильм "Catch Us If You Can" (в США вышел под названием "Having A Wild Weekend"). Фильм удался - саундтрэк занял 8-е место в Англии и 15-е в Америке, а заглавная песня - 5-е и 4-е соответственно. В 1967 г. группа учредила собственную кинокомпанию "Биг Файв Филмз", специализировавшуюся на производстве малобюджетных и документальных фильмов. Первый из них, "Hol On! It's The Dave Clark Five" посвящённый творчеству самих учредителей, закупило американское телевидение. Записи The Dave Clark Five продолжали пользоваться успехом даже после начала психоделической эры - баллада Леса Рида и Барри Мэйсона Everybody Knows в их исполнении (основной вокал - Ленни Дэвидсон) стала вторым номером в Англии в декабре 1967 г. И это несмотря на то, что група вовсе не пыталась вскочить на подножку уходящего поезда музыкальной моды, записывая свои песни по старинке, без применение ультрамодных технологий. Через пару лет попурри "Good Old Rock'n'Roll Parts 1 & 2" возвратило их в Топ-10. Туда вошли старые рок-н-роллы "Blue Suede Shoes", "Lucille", "Long Tall Sally" и другие. Последним их попаданием в британской Топ-10 стала песня "Everybody Get Together", кавер-версия гимна американских хиппи "Get Together" группы The YOUNGBLOODS, широко известная по концертным выступлениям американских психеделиков JEFFERSON AIRPLANE. Одной из самых интересных поздних записей The Dave Clark Five можно считать сингл "Southern Man", значительно отличающаяся от оригинала версия композиции Нила Янга. Когда в сентябре 1970 г. группа распалась, Рик Хаксли ненадолго вошёл в состав The Barron Knights. Кларк продолжал записываться с Майком Смитом под названием Dave Clark and Friends, и, кроме того, поступил в драматическую школу, в результате чего потратил шесть лет на сочинение мюзикла Time. Премьера состоялась в апреле 1986 г. в лондонском театре "Доминион" с Клиффом Ричардом в главной роли. Затем главную роль исполнял Дэвид Кассиди, и мюзикл довольно долго пользовался успехом. Интересно, что Кларк доказал свои права на все песни группы, что позволило ему выпустить в 1970-е - 90-е годы несколько сборников и видео-антологию. Сборник "Thumping Great Hits" пррвался на вершину британского списка альбомов в 1977 году - время панк-революции, когда молодёжь, устав от "взрослого" корпоративного рока с его бесконечными сюитами, искала в недавнем прошлом первобытную энергию рок-н-ролла. Проницательный бизнесмен Кларк также приобрёл права на телешоу Ready, Steady, Go! середины-конца шестидесятых. В восьмидесятые годы он стал продавать эти шоу - первая же кассета, выпущенная в 1983 году , стала бестселлером, шесть месяцев оставаясь номером один в списке самой раскупаемой видеопродукции. Через два года на британском телевидении прошёл ретроспективный показ лучших моментов за всю историю телешоу, собравший немало зрителей, ностальгирующих по "старым добрым" временам . Кларк отверг все предложения о воссоздании группы, даже самые заманчивые. Тем не менее, место The Dave Clark Five в анналах истории рока гарантировано хотя бы теми двумя-тремя годами, когда они входили в число популярнейших групп мира. |